Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни.
В течение пяти первых лет малыш овладевает движением своего тела. Он изучает и познает мир, приобщаясь к нему, проигрывая все то, что видит вокруг. И поэтому мы – взрослые, в этот период должны быть надежными наставниками, помощниками и друзьями.
В музыкально-ритмическом развитии, наиболее продуктивно и ярко выражено гендерное воспитание при разучивании танцев.
В образовательной деятельности используется дифференцированный подход: мальчики осваивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности — хлопушки, присядки, прыжки.
В танцевальных композициях мальчиками создаются игровые образы, несущие в себе черты мужского характера: солдатики, разбойники, моряки.
В движениях девочек преобладает плавность, мягкость или лёгкость и задор.
Девочки любят воплощать образы цветов, бабочек, снежинок, звёздочек.
Выстраивать взаимоотношения с партнёром противоположного пола помогают парные танцы.
В средней и старшей группе ребята танцуют разные варианты польки, игровые парные танцы, в подготовительной группе – разучивается вальс, лирический русский танец «Сударушка», задорная и игривая кадриль.
Через знакомство с русским народным танцем мальчикам и девочкам прививаются определённые нормы поведения, закладывается культура общения между мужчиной и женщиной, основанная на взаимном уважении.
Мальчики в парных в танцах овладевают навыками ведущего партнера, учатся приглашать девочку и благодарить её после окончания танца. Воспитываются такие мужские качества, как храбрость, ответственность, настойчивость, находчивость. В юных кавалерах закладывается модель мужского поведения.
Девочки – становятся более нежными, изящными и грациозными. Юные дамы учатся доверять партнёру, ценить и с благодарностью принимать внимание мальчиков.
В развитии характерных мужеских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают такие средства воздействия, как музыка, художественное слово, элементы мужских и женских костюмов.