Советы логопеда молодым родителям

В последнее время резко возросло количество дошкольников с речевыми проблемами. Всё чаще встречаются дети с тяжёлыми речевыми расстройствами: ЗРР (задержка речевого развития), ОНР (общее недоразвитие речи), заикание, дизартрия.

До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжёлых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено, приходится исправлять уже неправильно сложившееся языковое употребление. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речевому развитию является возраст от1,5 до 3 лет. Поэтому мне хотелось бы дать несколько советов по поводу того, как можно предупредить, ослабить, а в некоторых случаях и избежать речевого дефекта.

Самый главный совет – больше разговаривайте с ребёнком. Ему необходимо ежеминутное общение, с ним нужно заниматься. Заниматься – не значит сесть за стол и выполнять действия в строгой последовательности. А проводить совместные игры, читать книги, беседовать во время прогулки. Такие занятия надо начинать с ребёнком, когда он находится ещё в утробе матери.

— С самых первых дней наблюдайте за ребёнком, его развитием. При каких-то сомнениях, подозрениях нужно обращаться к специалистам, не ждать, когда «само пройдёт». Не слушайте шаблонные фразы: «У моего точно так же было. Теперь всё наладилось».Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его исправить. Задуматься о неправильном речевом развитии нужно не тогда, когда к двум годам ребёнок не говорит, а когда запаздывает развитие гуления и лепета. Также родителей должны насторожить поздние сроки проявления параметров физического развития (умения держать голову, сидеть, стоять, ходить).

— Важным этапом в развитии ребёнка является ползание. Пропускать этот этап нежелательно. Если маленький ребёнок по каким-то причинам не ползал, создайте условия для искусственного появления этой функции (организуйте такие игры, как ползание в туннеле, соревнование на четвереньках «кто быстрее» и т. д.) При ползании активизируются межполушарные связи, что очень важно для развития ребёнка.

— Во время прохождения диспансеризации обращайте внимание на заключение врачей, иногда доктор может записать, но не озвучить свой диагноз.

— Обязательно посетите отоларинголога – проверьте слух. Бывают случаи, когда у ребёнка незначительно снижен слух (чего не замечают родители), но это тоже может быть причиной недоразвития речи.

Говорите с ребёнком неторопливо, плавно, правильно и отчётливо. Ни в коем случае не повторяйте неправильных слов за ребёнком. Не сюсюкайте! Иначе вы лишите его возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного). В результате у ребёнка не выработается слуховой самоконтроль, а также может закрепиться искажённое произношение.

— Побуждайте ребёнка «оречевлять»все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить. Не удивляйтесь, если во время игры ребёнок сам с собою разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.

-Просите ребёнка пересказывать, рассказывать всё, что он видит (мультфильмы, кино).

— Следите за ребёнком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).

-Отрицательно сказываются на состоянии речи ребёнка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы, конфликты. Не конфликтуйте в присутствии ребёнка!
Не перегружайте ребёнка информацией. Не стоит читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизор. Не перегружайте ребёнка избыточными впечатлениями. Особенно это вредно в период выздоровления после перенесённого заболевания.

— Не пытайтесь сделать из ребёнка вундеркинда, не опережайте его развитие.

— Не читайте на ночь страшные сказки, не запугивайте ребёнка Бабой ягой, Бармалеем и другими страшными сказочными персонажами.

— Не наказывайте ребёнка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте одного в темноте. В качестве наказания можно заставить его посидеть спокойно на стуле некоторое время, лишить лакомства или участия в любимой игре.

— Развивайте мелкую моторику: пазлы, кубики, разрезные картинки, мозаика, лепка из пластилина, нанизывание бус на нитку. Центр в головном мозге, отвечающий за развитие двигательной функции, находится рядом с центром, отвечающим за речь. Раздражая центр, отвечающий за мелкую моторику, вы раздражаете центр, отвечающий за речь.

— Обращайте внимание на вредные привычки – закусывание губ, щёк, прокладывание языка между зубами, сосание пальца. Это может повлиять на формирование неправильного прикуса. Долгое сосание соски (более 1,5 лет) тоже может отрицательно сказаться на состоянии артикуляционного аппарата.

— Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое.

В заключение хочу пожелать вам внимания, чуткости и терпения, ведь зачастую, кроме родителей, некому обратить внимание на недостатки в развитии вашего ребёнка. Проявите инициативу – и чем раньше, тем лучше.

Что можно почитать:
Верещагина Н.В «Если ребёнок отстаёт в развитии» СПб., 2012.
Грибова О.Е «Что делать, если ваш ребёнок не говорит?» М., 2004.

Leave a Reply

*

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Top