Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста

Первый год жизни

          Стремитесь к созданию комфортных условий для вашего малыша. Обращайте внимание на особенности его плача. С первых часов жизни для младенца важны присутствие мамы, физический и эмоциональный контакт с ней. Стремитесь создать для ребёнка максимально комфортные условия – берите его на руки, склоняйтесь над его кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, повышая и понижая голос.
Соблюдайте режим кормления. Нормализация процесса кормления – одно из основных условий правильного раннего речевого развития. Во время сосания ребёнок осуществляет движения губами и языком, которые затем будут использоваться им при произнесении звуков.
Поощряйте произнесение ребёнком любых звуков. Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребёнка должно возникнуть желание общаться с вами и «играть» звуками при помощи языка и губ. Звуковая игра – основа для дальнейшего развития чёткости и лёгкости произнесения звуков и слов, тренировка его речевого аппарата.
Для ребёнка важно не только слышать обращённую к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, иметь возможность следить за движениями губ, изменяющейся мимикой.
Шумовое окружение негативно влияет на раннее речевое развитие ребёнка. Если младенец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, постоянных разговорах взрослых, включённых телевизоре и магнитофоне, его речевое развитие замедляется.
Разнообразьте звуковое окружение ребёнка. Наряду с вашим голосом ребёнку полезно слушать и другие звуки. Чем богаче языковое окружение, тем  активнее развивается речевая деятельность малыша.
Чем чаще вы будете разговаривать с ребёнком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи.
При разговоре с малышом учитывайте его речевые возможности. Способность ребёнка искать взглядом предмет, о котором его спрашивают, свидетельствует о том, что он начал понимать значение слов.
Поощряйте желание ребёнка называть предмет вслед за вами. Только с вашей помощью он может начать соотносить окружающие его предметы с правильным словесным обозначением.
Тренируйте пальцы ребёнка, делайте ему массаж рук, используйте развивающие игры.
Важным условием обучения ребёнка правильному произношению звуков и слов служит правильность речи родителей.

Второй – третий год жизни

Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы ваша речь была чёткой, грамотной, простой и выразительной.
Исправляйте все ошибки в речи вашего ребёнка.
Читайте малышу сказки, показывайте книги с картинками. Ребёнку в этом возрасте нужно дать почувствовать, что чтение – серьёзное занятие. Подбирайте книги для чтения с описанием сценок, которые может наблюдать малыш в повседневной жизни.
Рассматривая иллюстрации, задавайте ребёнку вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Где?», «Что делает?». Подсказывайте, если у него возникают трудности с ответом.
Обращайте внимание ребёнка на различные объекты, которые издают звуки.
Включайте ребёнка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи.
Обязательно давайте ему полезные поручения по дому, а потом обязательно поблагодарите его за помощь.
Совершенствуйте умение ребёнка понимать смысл обращённой к нему речи не только в определённой ситуации, но и вне её. Обсуждайте с ним то, что  вы видели на прогулке. Закончив игру, вспомните самые интересные её моменты.
Развивайте у ребёнка потребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, потребность передавать словами свои впечатления, пожелания, отвечать на вопросы или задавать их.
Следите за развитием двигательной сферы своего ребёнка.
Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трёх лет жизни напрямую связаны с развитием у них речевой функции.
Поощряйте  употребление  ребёнком различных интонаций.
Уделяйте внимание жестам, которые ребёнок использует в разговоре с вами. Если он использует в общении с вами множество индивидуальных, эмоциональных жестов, предпочитая заменять ими слова при объяснении чего-либо, это повод для беспокойства о качестве развития его речи.
Оценивая речевые способности ребёнка, сравнивайте не число слов, употребляемых вашим ребёнком, со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых им вчера и сегодня. Важна динамика пополнения словаря ребёнка. При отсутствии положительной динамики необходимо обратиться к специалистам.
Постепенно усложняйте задания, адресованные ребёнку, по содержанию и по форме.
Хвалите малыша, это будет стимулировать его к освоению нового.
Если вы будете следовать этим простым рекомендациям, возможно, вам не придётся обращаться к специальной помощи логопеда или дефектолога.

Дополнительно можете почитать следующую литературу:
Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., 1979.
Ляско Е.Е. Развитие речи малыша. М., 2003.
Ляско Е.Е., Фролова О.В., Громова А.Д. Некоторые рекомендации родителям по раннему речевому развитию малышей. СПб., 2004.
Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.,2004.

Leave a Reply

*

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Top