Когда следует начинать занятия физкультурой с ребенком?
Когда стоит вопрос об определении начальных сроков занятий с ребенком, то в данном случае подходит правило «чем раньше, тем лучше». О физическом развитии ребенка необходимо заботиться, когда ребенок еще находится в утробе матери. Ведь если будущая мама ведет здоровый образ жизни, выполняет адекватные ее состоянию и возможностям физические нагрузки в виде обязательных ежедневных продолжительных прогулок, плавания, специальной гимнастики для беременных, правильно питается, закаливается, то значительно больше гарантий, что на свет появится здоровый малыш.
Дальше обеспечить его физическую тренировку и укрепить организм помогут массаж и гимнастика, которые можно начать с полутора месяцев. Существует интересная методика оздоровления и физического воспитания младенцев с использованием плавания с двухнедельного возраста! Поэтому, когда мама трехлетнего малыша задает вопрос о начальных сроках занятий физкультурой, то ей можно смело ответить, что она опоздала почти на три года. Впрочем, и эта мама заслуживает уважения, так как в деле приобщения к физической культуре лучше опоздать, чем не начинать совсем. Так что, уважаемые мамы и папы, если вы еще не занялись проблемами оздоровления своих малышей средствами физической культура, у вас еще есть шанс сделать первый шаг.
С чего начать?
Попробуйте сначала постараться объективно оценить возможности и способности вашего малыша, посмотреть на его походку, координацию в беге, в играх. Если у него предпочтения в выборе видов упражнений, физкультурно-спортивного инвентаря. Умеет ли он двигаться ритмично под музыку, способен ли импровизировать, как быстро устает.
А сначала попробуйте сравнить возможности ребенка с нормативами. Вот только минимум из них. Если к трем годам ребенок должен бегать со свободными естественными движениями руками по прямой, то к семи — быстро, легко и красиво бегать между предметами, по ограниченной площади, с препятствиями, спиной вперед, наперегонки (30 м за 7,2 сек) и на выносливость в течении двух-трех минут в умеренном темпе в чередовании с ходьбой.
К трем годам ребенок уже может подпрыгивать на месте на двух ногах, а к семи прыгать через скакалку, в длину с места (100 см) и разбега (на 180 см), в высоту с разбега (на 50 см). Очень многое зависит от роста и массы вашего малыша, а также его функциональных возможностей, поэтому приведены низшие границы нормативов. Дошкольника можно научить ходить на лыжах, плавать, кататься на двухколесном велосипеде, самокате, играть в баскетбол, футбол, бадминтон, ручной мяч, всему тому, что интересует ребенка и не противопоказано ему в столь нежном возрасте.
Ценным приемом поддержания интереса к процессу, а главное, — результатом двигательной деятельности детей является ведение дневниковых записей со спортивными достижениями и личными рекордами. Именно такой опыт был освоен и рекомендован Б.П. Никитиным, а вслед за ним и многими семьями, в которых с уважением относятся к физкультуре, спорту, сохранению семейных традиций.
Методика ведения дневниковых записей может быть различной. Некоторые очень загруженные семьи могут ограничиться короткими записями в купленный семейный или детский альбом, в котором уже есть специальные разделы (показания роста, массы, сроки овладения ходьбой, прыжками, плаванием, катанием на велосипеде и т.п.).
К пяти-шести годам ребенок уже начинает проявлять интерес не только к процессу занятий физическими упражнениями, но и своим достижениям. Старший дошкольник начинает сравнивать свои показатели с результатами, показанными братьями, сестрами, друзьями. У него появляется стремление к самосовершенствованию. Если такое желание стимулируется взрослыми, то оно превращается в потребность в ежедневных занятиях физкультурой, у ребенка формируются бойцовские качества, воля, самостоятельность, инициативность, настойчивость.
Безусловно, не стоит преувеличивать возможности ребенка; и ждать от него серьезных шагов. Здесь на помощь, как всегда приходит игра, увлекательный сюжет-соревнование, доброе общение. Если в семье есть дети-близнецы, то можно устроить соревнования между ними, если разница в возрасте год и более, то лучше вести дневниковые записи за каждым ребенком, фиксируя его личные результаты и новые достижения.
Такие личные дневнички можно завести на каждого ребенка (в эту игру могут быть включены и родители) или один журнал «Наши рекорды» на всю семью. Дети могут принять самое непосредственное участие в красочном оформлении его страниц, помещая туда свои зарисовки, наклейки, делая простейшие записи.
Каждый месяц (неделю, сезон) всей семьей подводятся результаты «Чему мы научились». Каждый член семьи демонстрирует свои возможности (в подтягивании, лазании по канату, шесту, в выполнении разных акробатических номеров и пр.).
В дневник (журнал) можно заносить данные антропометрических измерений по годам (полугодиям), фиксировать показатели прыжка в длину, в высоту, метания на дальность, скорость бега на 10, 20 и 30 м, сроки и особенности овладения спортивными видами физических упражнений (лыжами, плаванием, велосипедом, роликовыми коньками), элементами спортивных игр (футбола, ручного мяча, баскетбола, тенниса, бадминтона).
Такие записи, которые ведутся долгие годы, превращаются в своеобразную семейную летопись, архив, передаваемый из поколения в поколение от детей к внукам и правнукам. Ребенок, воспитывающийся в такой семье, вырастает на добрых традициях, которые он уже несет своим детям. Это и является залогом семейного здоровья и благополучия (один из вариантов).
Семейный дневник «Наши рекорды» Наша семья