Организация питания

Главная / Деятельность / Организация питания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке программы курса по формированию культуры здорового питания обучающихся

Задачи обеспечения рационального питания в ДОУ

1. Создавать в ДОУ условия   для полноценного питания детей.
2. Организовать максимально рациональное и полноценное питание детей в ДОУ.
3. Обеспечивать детей пищей по количеству и качеству соответствующей возрастным потребностям организма.
4. Обеспечивать организацию приготовления специального щадящего питания или отдельных блюд с исключением продуктов, вызывающих аллергические реакции у детей (при наличии справки от врача), обеспечивать строгий контроль выполнения врачебных назначений по индивидуальному питанию детей непосредственно в группах.
5. Формировать у детей  здоровые привычки питания, воспитывать культурно-гигиенические навыки и культуру поведения за столом.
6. Расширять у детей знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья.

В нашем детском саду питанию уделяется большое внимание. Квалифицированные повара готовят вкусно, меню стараемся делать разнообразное. В 2002 году был создан Совет по питанию, основной задачей которого стал системный подход ко всем аспектам питания детей, начиная от гигиены и заканчивая пропагандой здорового образа жизни. В него вошли самые активные сотрудники детского сада – педагоги, младшие воспитатели, повара, администрация. Возглавляет Совет техник-технолог.
Как осуществляется разносторонний подход к вопросам питания в нашем детском саду в настоящее время?

  •   Сбалансированное питание и стопроцентное выполнение норм питания
  •   Разнообразие ассортимента блюд
  •   Постоянная разработка новых технологических карт
  •   Контроль  организации питания от начала приготовления пищи до выдачи на группы

В ДОУ практикуется заказное меню. Смысл организации питания по системе заказного меню заключается в том, чтобы действительно накормить ребенка, чтобы он ел с аппетитом, и чтобы так называемые натуральные нормы выполнялись не только на бумаге.  Накануне, техник-технолог  обходит все группы и предлагает детям из двух блюд выбрать то, которое нравится ребенку и которое он съест с удовольствием и аппетитом. Например, каши – овсяная или пшенная; гречневая или манная;  рыбу – жареную или котлету из рыбы; блюда из творога – ленивые вареники, запеканка или сырники и т.д. Кашу, заказанную  по индивидуальному желанию, дети съедают  без остатка, так как чувствуют ответственность за свой заказ. Таким образом, решается один из главных  принципов  гуманистического образования – свобода выбора. В нашей работе самое активное участие принимают и повара. Опасения, что заказное меню усложнит их работу, совершенно не оправдались. Они спокойно с этим справляются.

Выяснилось, что  дети не очень любят салаты. На Совете по питанию было предложено давать детям овощи в нарезку ко второму блюду. Попробовали такой вариант. Овощи были съедены все. Решили оформить  в каждой группе «Витаминные столы». Был проведен конкурс. Воспитатели продумали содержание, организацию подачи овощей в форме «шведского стола», красочно оформили, совместно с детьми придумали название уголка. Например, «Витаминный рай», «Волшебные витаминки», «Приятного аппетита» и др.  Дети самостоятельно накладывают на свои тарелки лук, чеснок, отварную свеклу и морковь.

 

Чем раньше у ребенка будут сформированы правильные навыки еды, тем прочнее они закрепятся и станут привычкой. Большое внимание сотрудники детского сада уделяют эстетике питания.  Ежедневно дети обязательно пользуются всеми столовыми приборами – ложка, вилка, нож. Едят на красивых  скатертях или салфетках.  Блюда подаются красиво оформленными, для их украшения шеф-повар использует овощи, свежую зелень, выращенную детьми. Для детей старших групп приобрели супницы, они уже уверенно пользуются  ими. В выпускных группах каждый ребенок умеет правильно и свободно пользоваться вилкой и ножом.

Часто можно наблюдать, как дети (2-3 ребенка от группы) с разных групп после обеда подходят к пищеблоку и благодарят поваров за вкусно приготовленные блюда, за выполненные заказы. Такой близкий контакт детей с работниками пищеблока воспитывает у них уважение к труду взрослых.

На каждой группе ежегодно проводятся беседы по выявлению отношения детей к разным блюдам, которые готовятся в детском саду. Например, «У нас в садике варят очень вкусные супы, макароны и жарят вкусные блинчики» (Лиза М.), «Мне нравится вся еда в садике, но особенно блинчики» (Степа К.), «Мне очень нравится, как повара готовят уху. Вот бы еще сосиски в тесте давали» (Люба К.). В нашем меню не бывает сосисок, это принципиальное решение Совета по питанию. Также мы исключили из рациона детей костные бульоны. Результаты анкетирования «Мечты детей» показали, что дети хотят, чтобы в детском саду им готовили шашлыки, пиццу, блины, давали икру лососевую.

Материально-техническое оснащение пищеблока

Положение о питании

Организация питьевого режима в ДОУ

Примерное десятидневное меню в ДОУ

Санитарно-эпидемиологические требования

Нормы питания Накопительная ведомость по месяцам в ДОУ
 

Результаты анкетирования родителей «Организация и качество питания в детском саду и в семье»

Дегустации

Top