Рекомендации по развитию речи детей 4-5 лет

Расширение словарного запаса по лексическим темам
Игра «Назови одним словом»
Задача: учить обобщению.
Взрослый: Машина, кукла, мяч – это что?
Корова, коза, собака, кошка, лошадь – какие это животные?
Самолёт, автобус, машина, троллейбус, трамвай – это что?
Упражнение «Кто быстрее»
Задача: учить классификации.
Взрослый: Какие игрушки ты знаешь?
Кубик, пирамидка, кукла, машина и т.д.
Взрослый: Назови диких животных.
Волк, медведь, лиса, заяц и т.д.
Взрослый: назови обувь.
Ботинки, сандалии, туфли т.д.
Упражнение «Подбери признак, подбери действие»
Задача: учить подбирать слова-определения, слова-действия.
Например: Мяч (какой?) – резиновый, круглый, красивый, прыгучий, большой, твёрдый, гладкий.
Подбирать признаки по всем игрушкам.
Дома, в детском саду, на улице с игрушками можно (что делать?)
-играть, мыть, отдавать, дарить, ремонтировать, убирать.
Упражнение «Скажи наоборот»
Задача: упражнять в подборе антонимов.
Мишка мягкий, а кубик твёрдый.
Грузовая машина тяжёлая, а мяч лёгкий.
Автобус новый, а ослик старый.
Развитие навыков словообразования
Упражнение «Назови ласково»
Задача: упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мяч-мячик.
Кукла- куколка.
Машина-машинка и т.д.
Упражнение «Из чего — какой?»
Задача: упражнять в образовании прилагательных от существительных.
Дом из пластмассы (какой?) – пластмассовый.
Ведро из железа (какое?) – железное.
Мяч из кожи (какой?) — кожаный.
Пирамидка из дерева (какая?) – деревянная.
Шуба из меха (какая?) – меховая.

Развитие навыков словоизменения
Упражнение «Один – много»
Задача: упражнять детей в правильном употреблении существительных мн. числа, И.п. Дом – дома.
Флажок – флажки.
Пирамидка – пирамидки и т.д.
Упражнение «Считай и называй»
Задачи: развивать фонематическое восприятие, чувство ритма, рифмы, подбирать нужное слово в конце стихотворной строки.
Дети считают предметы: «Один мяч, два мяча и т.д. до пяти.»
Упражнение «Закончи стихотворение».
Взрослый начинает фразу, а дети её заканчивают.
Положили в миску….(кашу).
Сладко спит в берлоге… (мишка).
На столе с салатом….. (миска).

Развитие связной речи
Упражнение «Опиши игрушку».
Ребёнку демонстрируется картина с изображением слона. Взрослый предлагает ребёнку описать изображение.
Какой слон по цвету? (Слон серого цвета).
Какой по размеру? (Большой).
Назови части тела слона (У слона есть голова, большие уши, туловище, четыре ноги, хвост).
Взрослый просит ребёнка повторить рассказ.
Упражнение «Расскажи по картинкам»
Взрослый показывает ребёнку серию сюжетных картинок. Предлагает послушать рассказ: « Ко Дню рождения Вани папа решил сделать ему подарок. В выходной день папа и мальчик отправились в магазин игрушек. Ване очень понравился робот. Он был сделан из блестящих металлических деталей. Им можно было управлять, нажимая на кнопки пульта управления. Папа купил в подарок Ване робота.
Дома Ваня играл с роботом и всем показывал свою новую игрушку.
Он был очень доволен подарком».
Беседа по сюжетным картинкам:
На какой праздник папа решил сделать Ване подарок?
Куда ходил Ваня с папой?
Какая игрушка больше всего понравилась Ване?
Из чего был сделан робот?
Понравился ли Ване подарок?
Взрослый просит ребёнка рассказать всё по порядку, что было сначала. Что потом и чем всё закончилось.

Top