Адаптация (в пер. с латинского – прилаживание, приспособление) – одно из ключевых понятий, употребляемых сегодня в психологии. Оно подразумевает гармонию с самим собой и окружающим миром.
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. У него образуются различные привычки: к режиму, способу кормления, укладывания, формируются взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Происходит адаптация ребенка к окружающим влияниям.
В случае если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычное поведение ребёнка временно нарушается. Это объясняется тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям. Однако если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей.
Виды адаптации
Тяжелая адаптация. Характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Ребенок часто болеет, за время болезни происходит срыв адаптации, а после срыва придется адаптироваться заново. Эта цепочка повторяется в течение нескольких месяцев. В коллективе такие дети чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Если пустить ситуацию на само¬тек, это может перерасти в серьезные нервные расстройства. В некоторых случаях нельзя обойтись без консультации специалиста.
Легкая адаптация. Ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, это происходит в течение месяца, в саду ему комфортно, он не устраивает скандалов по утрам. Изменения, которые видны в поведении ребенка, кратковременны и незначительны. Болеют такие детки нечасто, хотя в период адаптации болезни все же возможны, и это совершенно нормально.
Средняя адаптация. Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически поплакать, но недолго. В среднем этот период длится до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать, но осложнений обычно не наблюдается.
Богатый опыт и знания воспитателей, любовь и забота родителей, согласованная работа педагогов детского сада и семьи, опирающаяся на знания возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
Рекомендации родителям
Для того чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, необходимо постараться максимально избавить малыша от травмирующих факторов.
Что же для этого нужно?
- Создать ребенку спокойный, бесконфликтный климат в семье.
- Уменьшить эмоциональную нагрузку на ослабленную нервную систему ребенка: на время воздержаться от походов в гости, на развлекательные мероприятия, намного сократить просмотр телевизионных передач.
- Приблизить домашние условия к условиям детского сада (режим, организация приема пищи, культурно – гигиенические навыки и т.д.)
- Упражнять ребёнка в самостоятельности, учить дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Сообщить как можно раньше врачу и воспитателям о личностных особенностях вашего ребенка.
- Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Каждый день оставляйте время для беседы с ребенком (как прошел день, что интересного в детском саду и т.п.).
Обязательно говорите с ребенком о роли воспитателя, научите, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями.
Интересуйтесь, с кем малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Помните, с началом посещения детского сада, ребенок лишается физического контакта с матерью, поэтому старайтесь чаще обнимать его, брать на руки, уделять больше внимания ребенку дома.