Как можно помочь малышу осваивать звуки?
Мамы и папы!
- Попробуйте потренировать язычок, губы ребёнка. Это совсем не трудно: гудите, как паровоз, войте, как сирена или волк, разумеется, вместе с малышом.
- Давайте ребёнку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Просто так облизывать губы неинтересно, а вы посыпьте их ребёнку крошками, сахарком, смажьте вареньем. Налепите за верхними зубами катышек хлебного мякиша — пусть снимает язычком. Только помните, что при выполнении таких заданий вам нужно обязательно находиться рядом с ребёнком, контролировать его действия, чтобы малыш не подавился, не задохнулся.
- Перед зеркалом стройте рожицы, высовывайте язык. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу.
- Учите сплёвывать ниточку, бумажку. А уж дуть-то как интересно, и на кораблики из бумаги, и на ватку, и на шарик, и в дудочку.
У малыша должны быть звучащие игрушки. Пусть малыш слушает звуки и угадывает, что звучит. Под силу будет и повторить простое ритмическое постукивание, и попеть, и поговорить то громко, то тихо, то жалобно, то грозно. Совет родителям: обязательно записывайте детские достижения, ведь на ваших глазах происходит масса чудесных превращений и открытий, а вы не только их свидетель, но (хочется надеяться) активный участник, учитель и верный друг вашего малыша.
Что мешает полноценному общению ребёнка?
Не всякое общение взрослого с ребёнком способствует активному развитию ребёнка.
- Если с ребёнком мало общаются, ограничиваясь только уходом за ним, то такие дети отстают в развитии речи. Мама считает, что ребёнок сам, один должен играть, сам должен заговорить. Такой ребёнок не ищет контакта с мамой, он ждёт, когда она сама к нему подойдёт. К игрушкам интерес долго остаётся поверхностным: покрутит одну игрушку — бросит, возьмёт другую, постучит и снова бросит. Такому ребёнку слова не нужны, кому их говорить?
- Есть и другая крайность — взрослые в общении с ребёнком пытаются ловить каждое желание, исполнять всё, что он хочет, по первому жесту. Хлопотливые бабушки и мамы целый день суетятся вокруг малыша. Он ещё не успел подумать, чего он хочет, а окружающие уже подают ему игрушки, одну за другой. Такому ребёнку чрезмерная опека мешает стать самостоятельным. Он использует взрослых в качестве лёгкого пути к достижению цели. Первые же слова — это трудная работа, но малышу она пока не по плечу.
- Есть ещё один вариант общения, когда развитие речи задерживается. Взрослые общаются с ребёнком, как строгий начальник с подчинённым: фразы звучат как приказы! Ребёнок понимает, что лучше держаться в стороне от такой мамы. Неуютно такому ребёнку, он растёт неуверенным, плохо развивается его самостоятельность. Совсем уж не хочется говорить такому малышу — ведь его ни похвалят, ни порадуются за него! Другое дело, когда взрослые доброжелательны, терпеливы. Они и похвалят, и помогут, и игру организуют по типу: «Смотри, какие красивые кубики. Давай вместе поиграем!» И книжку любимую покажут, называя раз за разом интересные картинки.
В каких случаях нужно проконсультироваться у логопеда?
- Если вы не понимаете речь ребенка.
- Если в возрасте двух лет ребёнок всё ещё не начал говорить.
- Если ребёнок говорит несколько слов и не пользуется фразой.
- Когда у малыша во время разговора между зубами высовывается кончик языка, раздуваются щёки, а речь при этом носит «хлюпающий» характер.
- Если ребёнок гнусавит.
- Когда ребёнок заикается.
Не откладывайте визит к логопеду.
Помните!!!
По мере взросления привычка говорить неправильно закрепляется и хуже поддаётся коррекции!