Высокий уровень речевого развития
Дети:
— выполняют предложенные задания самостоятельно, без помощи взрослого;
— точно понимают обращённую к ним речь;
-выполняют задание соответственно инструкции;
-знают функциональное назначение предметов, изображённых на картинках;
-понимают простые предлоги;
-могут определить по картинке, где изображён один предмет, где несколько;
— обладают высоким уровнем сформированности фонематического слуха;
— имеют хорошо развитые глагольный и предметный словари;
— знают основные цвета и определяют признаки предмета (большой-маленький);
— достаточно точно произносят слова различной слоговой структуры;
-умеют отвечать на вопросы полной фразой, грамматически правильно строят предложения, самостоятельно рассказывают стихотворения.
Достаточный уровень развития речи
Дети:
— при выполнении заданий иногда нуждаются в помощи взрослого (повтор заданий);
-обращённую речь понимают, но задания выполняют точно, но требуется некоторое время на обдумывание словесной инструкции;
— недостаточно знают функциональное назначение предметов;
-предлоги понимают, но требуется повтор задания;
-могут определить, сколько предметов изображено на картинке «один – много», но не конкретизируют: «стул – стулья»;
— из 15 предметных картинок могут точно назвать 8-10;
-глаголы знают недостаточно хорошо, путают их;
— воспроизводят слова замедленно, даже послогово, но правильно;
-владеют активной речью на уровне простой фразы;
-отвечают простыми словами и фразами;
— стихотворение рассказывают сами, но с единичными подсказками, иногда с многочисленными искажениями;
Средний уровень развития речи
Дети:
— нуждаются в постоянной помощи взрослого ( многократные повторы задания, стимулирующая помощь, одобрение);
— неточно воспроизводят слоговые структуры, переставляя, заменяя, пропуская слоги, звуки;
-имеют недостаточно сформированное фонематическое восприятие;
-затрудняются показать, где один, а где много предметов;
-владеют предметным словарём ниже возрастной нормы;
-часто применяют жесты;
-имеют недостаточно развитую активную речь – используют отдельные слова, простые фразы;
-при рассказывании стихотворения самостоятельно только заканчивают предложения.
Низкий уровень развития речи
Дети:
-не выполняют больше половины заданий, отказываются от выполнения при возникающих трудностях;
— не знают предлогов;
— не определяют цвета;
— самостоятельно не могут рассказать стихотворение;
— говорят малопонятно, аграмматично.
Дополнительно можете почитать:
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
Жукова Н.С. отклонения в развитии детской речи. М.,1994.
Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет. Ярославль, 2001.