Профилактика трудностей овладения чтением и письмом

disleksiaОбследование детей первоклассников показывает, что многие дети испытывают трудности в овладении чтением и письмом. Это и медленное письмо, и неусвоение правил орфографии, ошибки в правописании при знании орфографических и грамматических правил. Многим детям свойственны неплавность, нечёткость, замедленность движений руки, неравномерность темпа письма, несоразмерность интервалов, неряшливый или нестабильный почерк.
Современная школьная педагогическая практика ставит перед логопедией новые вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении чтением и письмом? Можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?
Логопедическая практика дошкольных учреждений подтверждает – профилактику перечисленных трудностей необходимо осуществлять в дошкольном  возрасте. Но при этом надо понимать, что профилактика – это не разрозненные методы и приёмы, направленные на формирование какой-либо изолированной операции, и тем более не «тренировка» по известным тестам, а поэтапная комплексная работа.
Наиболее результативные методы и приёмы профилактической работы дают взаимосвязанные разделы, приведённые ниже. Основная направленность этих разделов – развитие психических процессов, так как их зрелость является предпосылкой для успешного усвоения грамоты и правописания.

Работа над зрительным вниманием и памятью

* Привлечение внимания к окружающим предметам ( что? Где?)
* Запоминание расположения предметов в пространстве комнаты.
* Запоминание изображений 2-5 предметов.
* Фиксация изменений в расположении двух, затем 3-5 предметов.
* Выделение из множества заданных геометрических фигур.
*Запоминание последовательности расположения предметов на плоскости (вверху, внизу, в центре, в правом верхнем углу и т. д.) и относительно друг друга.
* Выделение из множества картинок по определённой теме («Посуда», «Одежда» и др.).
* Определение различий в двух предметных (сюжетных) картинках.
* Воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд.
* Выкладывание по памяти ряда предметов или геометрических фигур.
* Классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Развитие зрительно-моторной координации

* Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми глазами.
* Прослеживание глазами по направлениям: сверху вниз, снизу вверх, справа налево и слева направо.
* Прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий с постепенным усложнением заданий, лабиринтов.
* Подбор вставок к предметным и сюжетным картинкам.
*  Двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком.
*  «Рисование» в воздухе рукой.
* Игры с куклами бибабо.
* Письменные упражнения в тетради по развитию мелкой моторики, начинающиеся с простейших заданий:
— упражнения в ориентировании на плоскости листа;
— соединение двух точек по горизонтали и вертикали;
— об ведение пунктирных линий цветными карандашами;
-раскрашивание-штриховка;
-обведение контура по трафарету и шаблону;
— соединение множества точек;
— копирование образца;
-обводка образца через кальку.

Формирование представлений о схемах лица и тела

* Развивать умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве.
* Узнавание контурных и силуэтных изображений.
* Различение предметов в условиях наложения и зашумления.
*Определение сторон собственного тела.
* Определение сторон тела у людей, изображённых на картинках и у сидящих напротив.
* Игры: «Зеркало», «Обезьянки», «Делай, как я»,
*Складывание разрезных картинок из 2-9частей, разрезанных по вертикально-горизонтальным и диагональным линиям.
* Конструирование из кубиков.

Развитие пространственно-временных представлений

*Последовательное разложение серии картин с изображением времён года с любой точки отсчёта.
*Установление последовательного ряда частей суток и дней недели.
* Наложение палочек и геометрических фигур на образец.
* Конструирование из 2-5 палочек по образцу и памяти.
* Выкладывание мозаики разного цвета по образцу, памяти и инструкции.
* Воссоздание  силуэтов из наборов геометрических фигур.
* Конструирование из палочек (домик, кораблик, мебель), по воображению.
* Дорисовывание незаконченных рисунков.
* Рисование фигур по опорным точкам.
* Зрительный анализ букв и цифр с делением на составляющие элементы.
* Синтез букв и цифр, выявление сходства и различия между похожими изображениями.
* Конструирование букв и цифр из палочек, спичек, геометрических фигур, ниток.
* Реконструирование букв с добавлением нового элемента, перестановки элементов.
* Нахождение правильно изображённой буквы (цифры) в ряду среди правильно и зеркально написанных.
*  Узнавание объёмных букв из «Волшебного мешочка».
* Узнавание букв и цифр в условиях наложения и зашумления.
* Дописывание в тетради элементов букв.

Развитие слухового внимания

* Привлечение внимания к звучащему предмету.
* Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом.
* Определение местонахождения и направленности звука.
* Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов.
* Воспроизведение звучания предметов, музыкальных инструментов в заданной последовательности.
* Различение и запоминание цепочки слогов.

Развитие чувства ритма

* Воспроизведение ритма в движениях и играх.
* Ходьба и маршировка под музыку, двигательные упражнения с
* Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием.
* Воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд.
* Знакомство со схемой ритма.
* Соотнесение ритма со схематическим изображением.
* Воспроизведение симметричных и ассиметричных рисунков.
* Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
* Отхлопывание ритмической структуры стихотворных текстов.
* Упражнения на развитие навыка интонационного подражания.
* Ритмические действия в сочетании с движениями рук, хлопками.

Формирование понятия о структуре слова

* Повторение слоговых цепочек.
* Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге.
* Определение первого, второго, третьего слога.
* Определение «лишнего» слога в ряду одинаковых.
* Определение порядка звуков в слове.
* Добавление недостающего слога.
* Различение слов с различной слоговой структурой.
* Нахождение различия  в словах, сходных по звуковому составу (сон-сын).
* Определение наличия заданного звука в слове.
* Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух.
* Определение позиции заданного звука в слове (в начале, середине, конце).
* Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твёрдый согласный.
* Выделение первого звука в слове.
* Угадывание слова,  произнесённого по звукам.
* Определение количества звуков в слове.
* Различение слов, отличающихся ударением.

Использование перечисленных упражнений даёт убедительный коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов. У ребёнка формируются полноценные психологические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации.

Leave a Reply

*

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Top