Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики.
В развитии детей 4-5 лет происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Прибавка в росте за год составляет 5-7 см, массы тела 1,5-2 кг.
Рост четырёхлетних мальчиков 100,3 см, а пятилетних 107,3 см.
Масса тела мальчиков равна в четыре года 15,9 кг, а в пять лет 17, 8 кг.
Скелет ребёнка отличается гибкостью, так как процесс окостенения ещё не закончен.
Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Её увеличение у детей среднего дошкольного возраста наибольшее по сравнению с другими возрастами. За счёт роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа возрастает мышечная сила: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие.
Нервные процессы у ребёнка среднего дошкольного возраста ещё далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения.
Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребёнок может вырасти на 7-10 см.
К шести годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.
Резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи период 5-7 лет называют «возрастом двигательной расточительности».
Рост шестилетнего ребёнка в среднем составляет 116 см,
масса тела – 21,5 кг.
К шести годам в общей конфигурации тела детей становятся более заметны половые отличия. Движения мальчиков становятся порывистыми и резкими в отличие от девочек.
Многих мальчиков привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками. Очень ценно, что дети уже понимают значение упражнений для совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость. Регулярные занятия в предыдущие годы способствуют увеличению показателей физической подготовленности детей.
В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры).
Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу.
У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результат в метаниях набивного мяча массой 1 кг. У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, речь его отрывиста, он помогает себе жестами.
Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньше значения отдают подчинению правилам, они менее аккуратны и терпеливы.
Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; чёткая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершённости; элементы атаки, нападения, преследования.
При обучении сложным двигательным движениям существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими, например, метание на дальность.
Мальчикам отдаётся большая часть зала по сравнению с девочками, поскольку для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее.
Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо.
Мальчикам надо часто напоминать о способах выполнения упражнения, требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, технике, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно – мышечных ощущений.
Тематические игры для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные матросы», «Разведчики», «Строители»;
подвижные игры — «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики».