Особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает устный народный фольклор: колыбельные, песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, былины и многое другое. Он является источником вековой народной мудрости, любви к ближнему и Родине, доброты, великодушия, заботы. Пословицы, поговорки, загадки, подобранные с учетом дифференцированного подхода, активно используются нашими педагогами в повседневной жизни.
Мы используем фольклор, как средство формирования базовой половой идентичности мальчиков и девочек в дошкольном возрасте. А начинать его нужно с самого раннего возраста, включая в повседневную жизнь в детском саду, так называемого материнского фольклора. В группах раннего возраста колыбельные детям поют воспитатели, в средних и старших группах воспитатели учат петь колыбельные девочек и использовать в игре.
Широко используется в работе ДОУ народная сказка. В сказке в художественной форме отражены не только требования народной морали, но еще даны образцы нравственного поведения.
Традиционные календарно-обрядовые праздники: Рождество, Масленица, Пасха, с использованием фольклора, элементов обрядов, народных игр позволяют формировать гендерную идентичность дошкольников.
Театрализация художественных произведений – позволяет через образы, которые исполняют дети, так же воспитывать традиционно женские и мужские качества.
И, конечно, музыкальное воспитание самым тесным образом соеденены с гендерным воспитанием. Формирование гендерной принадлежности осуществляется на каждом этапе: пение, танцы, игры, игры на музыкальных инструментах. Досуги и праздники — прекрасная возможность подчеркнуть силу и мужественность, нежность и женственность! Неотъемлемой частью гендерного воспитания детей дошкольного возраста являются такие праздники как День защитника отечества и 8 Марта.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.