Мальчики и девочки — это два удивительных мира, каждый из которых требует своего особого подхода. Ученые установили, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь и тонкая координация, а мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями. По данным исследователей мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы.
Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, поезда, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Если посмотреть на детские рисунки, то мы увидим: мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением. А девочки рисуют цветы, животных, людей, чаще всего принцесс, в том числе и себя. Например, на предложенную тему «День Победы», мальчики изобразили боевые действия, военную технику, старательно вырисовывая датчики, антенны. Рисунки были наполнены действиями: летящие пули, взрывы, пыль и камни из — под колес. А вот другие рисунки: техника нарисована схематично, рядом с ней стоящие солдаты, с прорисованными ресничками, щечками. Вокруг растут цветы, летают бабочки. Это, конечно же, работы девочек. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой. Следует помнить главное: мальчики и девочки имея разный мозг, ведут себя по-разному.
У мужчин выражено сильнее доминирование одного полушария, чаще левого, у женщин лучше развито взаимодействие обоих полушарий, что делает легким переход с доминирования правого полушария на левое.
Напоминаем, что доминирование правого полушария связано с образным, интуитивным мышлением, а левого — с рационально-логическим.
Рисование – один из любимых видов детской деятельности у дошкольников. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс рисования происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, образов, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира.
Необходимо учитывать следующие особенности:
– кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки;
– у девочек лучше развита зрительно-двигательная координация;
– у мальчиков больше задатков к творческой деятельности;
– девочки больше нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия;
– мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии;
Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей (детей, родителей). Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-либо.
Характерные особенности изобразительной деятельности мальчиков
· Мальчикам интересны средства передвижения, техника (самолёты, поезда, машины).
· Отдают предпочтение темным цветам (чёрный, коричневый, зелёный).
· В рисунках мальчиков детализация, как правило, отсутствует.
· У мальчиков в рисунках присутствует множество исправлений, зачёркиваний.
· Изображают объект на основе своего зрительного восприятия, не передавая отношения к нему.
· В рисунках мальчиков обычно бывает много действия, движения.
· Мальчики сопровождают рисование разговорами.
· Для мальчиков художественные материалы должны быть на виду.
· Мальчики часто не уверены в своих силах.
Проблемы:
1. Мальчики часто не могут рисовать кистью тонкую линию и нажимают на всю плоскость кисти.
Для решения этой проблемы можно дать мальчикам тонкую кисть для прорисовки рисунка, заранее нарисованного простым карандашом, а также давать тонкую кисть даже при закрашивании крупных деталей.
2. Мальчики ограничиваются несколькими цветами, выбирают темные оттенки.
Предложить мальчику варианты раскрашивания будущего рисунка: цветные фишки, цветные схемы – пусть мальчик перед раскрашиванием поварьирует цветовую гамму и вместе с вами обсудит и выберет цвета для своего рисунка.
3. Мальчики делают рисунок малопредметным, недостаточно детализируют и обогащают.
В этом случае предложите мальчикам схему с изображением тех деталей, которыми они могут дополнить рисунок (схемы можно брать из книг и пособий по обучению рисованию).