Ребенок не любит проигрывать? Самое время научить его правильно воспринимать свои неудачи.
Если для младших школьников проигрыш – уже не проблема, они быстро забывают о них и сбрасывают со счетов. То психология пяти-шести летних детей такова, что победа для них – это все. Любой проигрыш, будь то игра, спортивные состязания или музыкальный конкурс становятся причиной слез и истерики.
В этом возрасте дети хотят быть самыми:
самыми быстрыми, самыми лучшими, самыми умными.
Победа дает детям чувство контроля над окружающей их средой, вызывает похвалу родителей, объятия и аплодисменты – все, что повышает их чувство собственного достоинства. И в этом возрасте никому не нравится проигрывать.
Победа вызывает у детей этого возраста такой восторг, что они рады все превратить в соревнование, даже такие обычные дела, как еда и одевание.
Чтобы выиграть, ребенок может пожаловаться, обвинить противников в обмане или изобрести новые правила в удобный для него момент. Или он может просто отказаться играть и бросить интересную игру.
Такое неверное восприятие проигрышей нужно обязательно пресекать в корне. Иначе в начальной школе с ребенком не захотят играть его сверстники.
Некоторые родители невольно способствуют развитию комплекса
«победа или депрессия» у своих детей.
Дети очень восприимчивы к реакции своих родителей. Особенно это касается разного рода организованных соревнований. Если для вас, родители, имеет очень большое значение, кто выиграет, кто займет первое место, кто забьет гол, то ваш ребенок полностью выложится, чтобы понравиться вам.
Представляете, что случается в голове вашего ребенка, если он проигрывает?
Эксперты предлагают, чтобы вы, в первую очередь, никогда не прогнозировали результат. Если ребенок проиграет, успокойте его и объясните, что теперь у него есть опыт и в следующий раз он уже знает что и как надо делать. Но и здесь важно не перегнуть палку, чтобы ребенок сделал для себя вывод, что не стоит рваться к цели. Ребенок должен ощутить и вкус победы, и горечь поражения.
Настаивайте, чтобы ребенок действовал честно. Заставьте его пообещать следовать правилам и обязаться не бросать игру в гневе, если он проигрывает. Напомните ему во время игры, что смысл состоит в том, чтобы весело провести время. Если он продолжает так или иначе избегать соревновательных игр, склоняться к менее «опасным» для него играм, таким, как чтение или рисование, договоритесь поиграть снова в другой день.
Учите детей уважать чувства их друзей. Ваш ребенок выиграл – это прекрасно! Но он не должен хвастаться этим. Объясните, что его другу вероятно грустно, потому что он проиграл, и рекомендуйте своему ребенку, чтобы он утешил и подбодрил своего друга.
Заостряйте внимание, прежде всего на том, что ваша цель хорошо провести время, а не победить любой ценой.