Гендерное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях

Музыкальные занятия в образовательной программе детского сада являются обязательными наряду с математикой, развитием речи, окружающим миром. И это неслучайно, так как влияние музыки на развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Это тот возраст, когда ребенок начинает стремительно развиваться интеллектуально, психически, психологически и, что очень важно — социально. К сожалению, очень часто в наши дни можно замечать, как педагоги и родители стараются развивать свое чадо в первую очередь в интеллектуальном направлении, реже — в физическом, эстетическом, и часто совсем не задумываются о социальном развитии ребенка. Нередко у нынешних детей совершенно нет свободного времени просто поиграть друг с другом, приобрести необходимый опыт общения, а отсюда проблема: нынешние девочки не любят брать в игру мальчишек и наоборот. Может быть, это от того, что у современных детей отсутствует четкая модель мужского и женского поведения?
Вопрос гендерного воспитания в наши дни становится все более актуальным.

Гендер (от «Gender») — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям «мужчина» и «женщина».
Гендерная роль («Gender role») — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Гендерную культуру у детей необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Музыкальному руководителю тоже необходимо развивать музыкальные способности детей, используя свои знания о гендерном различии детей, помогать осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат. картК тому же на музыкальных занятиях у педагога есть масса возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты детей противоположного пола. Так, все основные части музыкального занятия: музыкально- ритмические движения, пение, слушанье музыки, танцевальная деятельность, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактическая игра — следует проводить с учетом гендерных различий.

Пение. В репертуар дошкольников можно включить следующие песни: «Из чего же..?» Ю.Чичкова, «Папа может» В.Шаинского, «Капитан» З.Роот, «Мама» В.Гаврилина, «Маленькая мама» Г.Струве и др.

Хореография. В танцевальной деятельности, особенно в парных танцах, тоже необходимо подчеркивать отличительные движения девочек и мальчиков.

Следует акцентировать внимание детей на таких моментах, как: приглашение на танец исходит от кавалера, мальчик, как настоящий рыцарь, встает на одно колено и подает руку девочке, а она обходит мальчика легкими шажками, мальчик держит крепко свою руку на поясе, а девочка «показывает юбочку». После танца мальчик провожает девочку на место. В танцевальных движениях девочек следует поощрять плавность, легкость, пластичность, а в движениях мальчиков — строгость и четкость.

Подчеркнуть гендерные особенности на музыкальных занятиях помогут музыкальные игры. Такие, как, например, «Жуки и бабочки», «Роботы и звездочки», «Птички и автомобили», где роль жуков, роботов и автомобилей отводится мальчикам, а роль бабочек, звездочек и птичек — девочкам. Передавая музыкальные образы, движения у мальчиков должны быть соответствующими — четкими и тяжелыми, а у девочек — воздушными, легкими, нежными, плавными.

Целесообразно на музыкальных занятиях применять музыкальные игры с предметами (с лентами, флажками, султанчиками, мячами). Например: девочки, услышав свое музыкальное проведение, танцуют с лентами, а мальчики под свою маршевую, бодрую музыку исполняют движения с флажками.

Проводить подобную игру следует именно с различными предметами, чтобы движения детей четко отличались бы друг от друга, а не были бы чем-то усредненным. Подчеркнуть женственность, мягкость, доброту, заботу в поведении девочек можно при помощи песни-игры «Веселые медвежатки» Е.Попляновой, где главная роль отведена маме-медведице, а все остальные ребята — это ее медвежатки. На роль медведицы может быть выбрана только девочка, так как это чисто женская роль, мальчики участвуют в игре только в образе детенышей-медвежат.

Слушание музыки может быть тоже организовано с учетом формирования гендерной идентичности. Например, на одном занятии можно послушать часть «Карнавала животных » К.Сен-Санса «Лебедь», а затем попросить девочек подвигаться под эту замечательную музыку, а мальчиков — понаблюдать за движениями девочек и выбрать самую плавную, нежную лебедушку. На следующем занятии можно прослушать произведение из того же цикла, например, «Вступление и королевский марш льва» и попросить мальчиков изобразить львов, а девочкам выбрать самого важного и мужественного Царя Зверей.

Еще к одной составляющей музыкального занятия — игре на музыкальных инструментах можно тоже подойти, опираясь на гендерные особенности детей. Так, например, партию большого барабана логичней было бы отдать представителю сильного пола, а партию треугольника и колокольчика лучше доверить девочкам. Если девочки и мальчики играют на одних и тех же инструментах, то хвалить и поощрять можно за разные проявления. Мальчиков — за решительность, точность, девочек — за легкость, тонкость исполнения.
Вот так, развивая музыкальные способности детей, открывая им чудесный мир музыки, хореографии, театра, музыкальный руководитель может использовать свои знания о гендерном различии детей, помогая осознавать себя представителями того пола, к  какому они принадлежат.

Подавая образцы настоящего мужского и женского поведения, мы создаем те условия, которые необходимы маленькому человеку для успешного социального развития; помогаем нынешним девочкам стать женственными, нежными, заботливыми, любящими матерями и женами, а мальчикам — порядочными, надежными мужьями, не боящимися ответственности, отцами, и настоящими защитниками Отечества.

Leave a Reply

*

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Top