Адаптация ребёнка к детскому саду

Большинство современных детей посещают дошкольные образова­тельные учреждения – детские сады, но мало кто из родителей задумывается о необходимости подготовки ребенка к детскому саду. В то же время детсадовская дезадаптация встречается сегодня очень часто, но родители, как прави­ло, не обращают на нее внимания, считая нормой утренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребен­ка в саду и дома. А ведь избежать всего этого можно, если в период адаптации уделить ребенку макси­мальное внимание.

Что такое адаптация?

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Именно такой новой обстановкой является дет­ский сад. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, харак­тер которых зависит от психофизиоло­гических и личностных особенностей ре­бенка, от сложившихся семейных отно­шений, от условий пребывания в дош­кольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает к детскому саду по-своему. Дети младшего дошкольного возраста испы­тывают страхи перед незнакомыми людь­ми и новыми ситуациями общения, что и проявляется в полной мере в яслях.
Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к новой обстановке. Нередко боязнь новых людей и ситуа­ций приводит тому, что ребенок стано­вится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще боле­ет, так как стресс неизбежно истощает защитные силы организма. Считается, что мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девоч­ки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоци­онально неразвитых детей адаптация действительно происходит легко за счет того, что у них нет сформированной привязанности к матери. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстни­ками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы. Таким образом, чем более развита эмо­циональная связь с матерью, тем труд­нее будет проходить адаптация.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

  • в детском саду в 3 года – 2-3 недели;
  • в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

Три вида адаптации

Адаптация может быть трех видов: легкая, тяжелая и средняя.
Тяжелая адаптация может длиться ме­сяцами. Этот тип адаптации характери­зуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратков­ременным повышением температуры.
Ребенок часто болеет, за время болезни происходит срыв адаптации, а после срыва придется адап­тироваться заново. Эта цепочка повто­ряется в течение нескольких месяцев. В коллективе такие дети чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Если пустить ситуацию на само­тек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя обойтись без консультации специалиста, а если ма­лыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, следует по­думать о том, чтобы прекратить посе­щать детский садик.
Второй тип адаптации – легкая: ребе­нок вливается в новый коллектив безбо­лезненно, это происходит в течение ме­сяца, в саду ему комфортно, он не уст­раивает скандалов по утрам. Изменения, которые видны в поведении ребенка, кратковременны и незначительны. Боле­ют такие детки нечасто, хотя в период адаптации болезни все же возможны, и это совершенно нормально.
Последний тип адаптации – средняя: малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периоди­чески поплакать, но недолго. В среднем этот период длится до двух-трех меся­цев. Чаще всего в это время заболева­ний не избежать, но осложнений обыч­но не наблюдается.

Желаем успехов!

Leave a Reply

*

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Top