Мальчики и девочки — это два удивительных мира, каждый из которых требует своего особого подхода. Ученые установили, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь и тонкая координация, а мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями. По данным исследователей мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы.
Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, поезда, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Если посмотреть на детские рисунки, то мы увидим: мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением. А девочки рисуют цветы, животных, людей, чаще всего принцесс, в том числе и себя. Например, на предложенную тему «День Победы», мальчики изобразили боевые действия, военную технику, старательно вырисовывая датчики, антенны. Рисунки были наполнены действиями: летящие пули, взрывы, пыль и камни из — под колес. А вот другие рисунки: техника нарисована схематично, рядом с ней стоящие солдаты, с прорисованными ресничками, щечками. Вокруг растут цветы, летают бабочки. Это, конечно же, работы девочек. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой. Следует помнить главное: мальчики и девочки имея разный мозг, ведут себя по-разному.
У мужчин выражено сильнее доминирование одного полушария, чаще левого, у женщин лучше развито взаимодействие обоих полушарий, что делает легким переход с доминирования правого полушария на левое.
Напоминаем, что доминирование правого полушария связано с образным, интуитивным мышлением, а левого — с рационально-логическим.
Рисование – один из любимых видов детской деятельности у дошкольников. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс рисования происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, образов, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира.
Необходимо учитывать следующие особенности:
– кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки;
– у девочек лучше развита зрительно-двигательная координация;
– у мальчиков больше задатков к творческой деятельности;
– девочки больше нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия;
– мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии;
Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей (детей, родителей). Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-либо.
Характерные особенности изобразительной деятельности девочек
· Девочек в большей степени интересует человек и окружающая его среда (одежда, утварь, предметы домашнего обихода).
· Уделяют внимание прорисовке мелких деталей.
· Стараются выполнить работу аккуратно.
· Отражают свое отношение (нравится — не нравится) к изображаемому.
· Рисуют, как правило, статичные предметы и образы (цветы, принцессы, замки).
· Часто рисуют молча, сосредоточенно, улыбаются.
· Просят художественные материалы, даже если их нет в поле зрения.
· У девочек самооценка чаще всего завышена.
Проблемы:
1. Девочки очень широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет, долго делают набросок.
Для решения этой проблемы нужно предложить отразить задуманный сюжет на листе бумаги, обозначив объекты и предметы с помощью геометрических фигур. Распределить время на набросок и раскрашивание.
2. Так же у девочек присутствует излишняя детализация «мельчение».
Чтобы этого избежать необходимо, разделить процесс рисования на 2 части: 1 часть – рисование крупных деталей, 2 часть – после просушки вырисовывание мелких деталей.